Внеур. деятельность

Медные духовые инструменты

Медные духовые инструменты представляют собой металлические трубы с мундштуком в виде чашечки или полушария с одного конца и коническим раструбом с другого. Когда музыкант дует в мундштук, струя воздуха вибрирует в трубе с определенной частотой; чем сильнее музыкант нажимает, тем выше нота. Музыканты извлекают гармоничные созвучия нот: сначала фундаментальную или самую низкую ноту, потом на октаву выше, а затем снова по убывающей. Самая большая проблема для всех духовых - необходимость изменять длину трубы для изменения тональности. За исключением тромбона, у остальных медных духовых тональность меняется с помощью клапанов, которые регулируют длину трубы.
Композиторы, сочинявшие классические симфонии, например, Моцарт и Бетховен, обычно ограничивались двумя валторнами и двумя трубами. Берлиоз в своей "Фантастической симфонии" довел участие духовых до 13 инструментов. "Гибель богов" Вагнера требует 21 духового инструмента. Наибольшее участие духовых приходится на поздний романтический период. В гигантском цикле Шёнберга "Песни Гурре" задействовано 29 духовых инструментов. Позднее композиторы проявляли большую скромность в этом отношении. Барток в своем Концерте для оркестра и Стравинский в симфонии "Из трех движений" использовали 11 духовых инструментов (в настоящее время это считается нормой): 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона и туба.

Французский рожок

Именно этот инструмент выбирали композиторы XIX века.Самый древний рожок был сделан из рога животного. Наиболее близкий прародитель, скрученный охотничий рог из Франции, дал современному инструменту имя. Будучи распрямленной, труба французского рожка достигла бы в длину 3 метров. Рожок (справа) - один их тех инструментов, научиться виртуозно играть на которых наиболее трудно. И все-таки именно этот инструмент выбирали композиторы XIX века, когда хотели создать романтическую, таинственную атмосферу, как, например, в начале Второго концерта для фортепьяно Брамса и в нежном ноктюрне из концертной увертюры "Сон в летнюю ночь" Мендельсона. В руках виртуоза рожок способен творить самые настоящие чудеса, что и показали отдельные музыканты, игравшие блестящую партию рожка в симфонической поэме "Тиль Уленшпигель". До XIX века музыкант, играя на рожке, изменял бы тональность, используя различные крюки. Эти крюки вставлялись в рожок, и чем длиннее был крюк, тем длиннее была нота. В наше время это осуществляется при помощи клапанов, которые управляются пальцами левой руки. Правая рука находится в раструбе (снизу).Правая рука находится в раструбе.

Труба

Труба - наиболее резкий и выделяющийся инструмент в оркестре.Наиболее резкий и выделяющийся инструмент в оркестре. Чаще всего используется в комбинации с литаврами, как, например, в произведениях Генделя, Баха и Гайдна. Пока в начале XIX века не начали использовать клапаны, и трубы и рожки употреблялись в оркестре довольно ограниченно, например, для передачи охотничьего зова (соло трубы в конце увертюры "Леонора" №3 Бетховена). Партии трубы сводились к простым темам или поддерживающим ритмическим фигурам. Например, знаменитая тема последней части бетховенской Девятой симфонии настолько проста, что в нее были включены даже трубы и рожки. Труба (слева) по размерам и звучанию может быть от малой — ее использовал Бах — до большой, которая встречается в произведениях Вагнера и Штрауса. В своих вариациях на тему "Дон Кихота" Штраус использовал трубы для передачи блеяния овец.

Тромбон

Присущее тромбону звучание привлекло Вагнера.За исключением отдельных деталей тромбон (слева) почти не отличается от своего средневекового предка. Его конструкция гениально проста: вместо сложной системы вентилей труба тромбона укорачивается либо удлиняется посредством кулисы, которая двигается правой рукой, а левой рукой музыкант придерживает мундштук. Присущее тромбону сочетание звучного достоинства и силы особенно привлекло Вагнера, который выбрал именно этот инструмент для величественной главной темы в увертюре к своей опере "Тангейзер". Однако на тромбоне не всегда играют в спокойной манере. Когда на нем играют "глиссандо" (скользя), он издает захлебывающийся крик, как в конце Концерта для оркестра Бартока. Самым распространенным является тромбон-тенор с трубой длиной в 3 метра. Бас-тромбон присутствует в большинстве оркестровых произведений начиная с середины XIX века и позже.

Туба

Туба создает мощный фон для духовых инструментов.Обладая насыщенным, резонирующим звучанием, туба (справа) создает мощный фон для духовых инструментов. Она была сконструирована к концу XIX столетия и заняла место офиклеида, для которого сочиняли Берлиоз и его современники. В военных оркестрах туба дает басовый аккомпанемент. Однако она может также применяться для "описания". Равель при оркестровке "Картинок с выставки" Мусоргского использовал тубу для изображения громыхающей повозки, запряженной волами. Чисто внешне туба выглядит довольно несуразно, к тому же на ее фоне музыкант кажется карликом.

Обычная оркестровая туба являет собой нечто среднее - 4 метра.
Туба может быть разных размеров, начиная от эуфониума с длиной трубы около 3 метров до контрабасной тубы длиной 6 метров. Обычная оркестровая туба (сверху) являет собой нечто среднее - 4 метра. Так называемая "туба Вагнера" (снизу) была создана композитором специально для того, чтобы придать новый оттенок звучания духовых инструментов в оперном цикле "Кольцо нибелунга". В сущности это скорее валторна, нежели туба.

Медь звенящая

Медные духовые оркестры были порождены Промышленной революцией и распространены в городах северной Англии. Оркестр Бригхауса и Растрика (в заголовке статьи), основанный в Йоркшире в 1858 году, состоит полностью из любителей. В 1977 году оркестр неожиданно обрел популярность благодаря "Цветочному танцу", аранжировке традиционной корнуоллской арии. Эта запись принесла оркестру Бригхауса и Растрика международную славу. Многие медные духовые оркестры имеют в своем составе настолько искусных исполнителей, что ряд композиторов, в частности, Воан-Уильямс и Холст, писали именно для них. Классический состав оркестра включает 24 музыканта, играющих на духовых инструментах, и двух - на ударных. Участвуют инструменты начиная от кларнетов и флюгельгорнов в верхнем регистре и кончая эуфониумом и тромбонами в диапазоне басов. Корнет был создан на основе круглого по форме французского рожка почтовой кареты, а флюгельгорн, имеющий довольно жалобный звук, происходит от военного горна.

Шедевры для медных духовых инструментов

Валторна: Моцарт концерты (4), Бетховен соната, Штраус концерты (2), Типпет соната для 4 валторн; Бриттен Серенада для тенора, валторны и струнных.
Труба: Бах - Второй "Бранденбургский концерт", Гайдн концерт, Гуммель концерт, Копленд "Тихий городок" (произведение для оркестра).
Тромбон: Бетховен "Equali" для 4 тромбонов, Г. Габриэли канцоны.
Туба: Воан-Уильямс концерт.
Смешанные духовые: Лок "Музыка для Их Величества Тромбонов и Корнетов", Арнольд квинтет.
Ансамбль духовых: Биртуистле "Grimethorpe Aria", Блисс "Бельмонтские вариации", Элгар "Севернская сюита".

 

Важные ссылки


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал: