Внеур. деятельность

Аксёнова В. А.

Сценарий урока – праздника,

посвященного Дню Культуры  15 апреля

Ведущий: «Его посетила муза», — говорят о талан­те. Рифмоплетов множество, а гениев, любим­цев муз, единицы. Греки считали, что все самое важное, со­провождающее человека на жизненном пути, принадлежит Зевсу. Для того чтобы людей всегда сопровождали красота и вдохновение, Мнемозина, богиня памяти, родила Зевсу де­вять дочерей — муз. Дочери Зевса поделили между собою все считавшиеся у греков главными искусства и науки.

Под музыку появляются девочки в древнегреческих туниках. У каждой атрибуты музы. Музы представляют себя.

Клио, муза истории, изображалась со свит­ком пергамента в руках.

Каллиопа, муза эпической поэзии, всегда сидела в мечтательной позе, держа в руках на­вощенную дощечку (вместо тетрадки) и ост­рую палочку — стилос. Этот стилос мог писать только прекрасным стилем.

Трагическая маска в руках, лавровый ве­нок на голове и котурны на ногах (это кожа­ная обувь на высокой подошве) отличали Мельпомену, музу трагедии.

Покровительницей всех танцев и танцо­ров стала Терпсихора. Она, как и Мельпомена, увенчана лаврами, а в руках у нее арфа, звуки которой слышат только талантливые танцоры.

Не только у трагедии, у комедии тоже была своя муза — Талия. Вместо головного убора у нее был венок из плюща, в одной руке комическая маска, а в другой тимпан, род гуслей.

Эрато никогда не расставалась с лег­кой сладкозвучной лирой,  потому что она была музой любовной поэзии.

А Эвтерпа, муза ли­рической поэзии и музы­ки, изображалась всегда с флейтой.

Среди муз есть одна, у которой нет никаких отличительных атрибу­тов. Она просто стоит, опершись о скалу, и за­думчиво смотрит вдаль. Это богиня гимнов бо­гам и ораторов, которы­ми славилась Древняя Греция, Полигимния.

Есть своя муза и у астрономов. Это таинственная Урания, которая изображалась с кругом, символизирующим небесный свод, и деревянным циркулем в руках.

Ведущий: На Олимп музы приходят в свите Апол­лона. Он ударяет по золотым струнам кифа­ры, музы начинают петь и плясать. И все боги распевают песни и поют гимны. И никто лучше их не расскажет о том, что такое культура.

  1. С ЧИСТОГО ЛИСТА

Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк, пришедших неспроста, —

Все возникало с чувства удивленья,

Все начиналось с чистого листа.

Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежащие места, —

Все предварялось жаром беспокойства,

Все начиналось с чистого листа.

Тропа зимы и разнотравье лета,

Земная и иная красота,

«Война и мир», «Ромео и Джульетта», —

Все начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста —

Да что искусство — мира сотворенье —

Все начиналось с чистого листа.

Михаил Матусовский

2. В последние годы по инициативе Международной Лиги защиты культуры в Санкт – Петербурге, а также во многих городах России, проводится ежегодный праздник День Культуры. Выбранная для его проведения дата связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного договора по защите культурных ценностей – Пакта Мира.

3. Появление этого документа мирового значения не случайно: накануне Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней, в огне  на главной площади Берлина горели тысячи книг, брошенные в огонь руками молодых строителей Третьего рейха. Им  были  не нужны Толстой и Достоевский, Шиллер и Гете, Кант и Шопенгауэр. В огне войны погибли тысячи памятников культуры, произведений искусства, потеря которых невосполнима. Было разрушено множество прекрасных городов, вернуть исторический облик которых больше невозможно.

И поэтому для нашего народа символично отмечать такую замечательную дату – День Культуры - именно в канун праздника Победы.

4. Наша сегодняшняя встреча посвящена культуре. Это слово — культура — часто встречается в нашей речи. Мы говорим «культура поведения» и «сельскохозяйст­венная культура», «культура Древней Гре­ции» и «массовая культура». Дело в том, что слово «культура», пришедшее к нам из латинского языка, имеет множество зна­чений. Древние римляне обозначали этим словом возделывание, воспитание, образова­ние, развитие, почитание.

5. В современном понимании культура — совокупность достижений че­ловечества, лучшие творения человечества.  Проще гово­ря, все, что создано людьми за всю много­вековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, сред­ства транспорта, одежда — все это (и многое другое) и есть культура.

Ведущий: Летом 1995 г. наш великий соотечественник академик Д. С. Лихачев выступил с идеей разработки  проекта «Декларации прав культуры». В ней есть такие слова: « Культура любого народа определяет его духовную уникальность, выражает его творческие силы и способности».  Слово предоставляется Левченко Даши. (Звучат  отрывки из сочинения  о Лихачеве)

6.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПИСЦОВ

Мудрые писцы

Времен преемников самих богов,

Предрекавшие будущее,

Их имена сохранятся навеки...

Они не строили себе пирамид

Из меди

И надгробий из бронзы,

Не оставили после себя

Наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство

в писаниях,

В поучениях, сделанных ими...

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передает это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Египетский текст конца II тысячелетия до н.э. в переводе Анны Ахматовой

Ведущий:

Стихотворения собственного сочинения читает Лобанова Полина.

7. В Толковом словаре русского языка сказано: «Сердце – символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека; совокупность душевных свойств, способность чувствовать и понимать; отзывчивость, сердечность, способность любви и сама любовь».

Ведущий:

Семенина Соня  и Лаврова Тася пишут замечательные сказки. Одна из сказок Сони названа «Сказка о Маленьком человеке с Большим сердцем и о Большом человеке с Маленьким сердцем». А сегодня Соня и Тася прочитают свои сказки, проникнутые необыкновенной теплотой и сердечностью. (Звучат отрывки из сказок в исполнении авторов)

8. «Родительский дом – начало начал…» - кто не помнит слов знаменитой песни. Именно с домашнего очага начинается Родина. Приходя в мир, человек оказывается в семье. Семья – это самый первый, самый важный институт общества. Наша жизнь во многом определяется уровнем нашей культуры, в том числе и культуры семейных отношений.

Ведущий:

Сочинение «Моя родословная» читает ученица 6 класса Катаева Даша.

9. Чувство любви материнской признается всеми народами как самая высокая любовь.

Некоторое время назад общественностью, передовой частью интеллигенции, была организована акция - общероссийский марафон «Дни просвещенного материнства». В Обращении, составленном его участниками, есть такие слова:

10. «Настоящая мать учит своих детей любить Жизнь, Солнце, Звез­ды, мечтать о счастье, быть верным в дружбе и любви, быть честным и благородным. Именно через любовь матери дети впитывают лю­бовь к Земле, людям, животным, ко всей природе».

Ведущий: Звучат замечательные слова о маме. Сочинение Даши Боровиковой.

11. Конечно, в одной небольшой встрече не­возможно рассказать обо всей человеческой культуре — пожалуй, это вообще невозмож­но сделать. Ведь культура живет и разви­вается, и сегодня становится обычным то, о чем вчера еще никто не смел и мечтать. Поэтому сегодня вы сделали один шаг в понимании этого важного термина и познакомились с творчеством ваших школьных друзей.

12. И если вы  после нашей встречи захотите по­ближе познакомиться с творчеством писа­телей и музыкантов, актеров и народных мастеров, а главное – захотите в чем – то попробовать и свои силы — значит, цель наша достигну­та.

Ведущий:

В статье 27 Всеобщей декларации прав человека сказано, что «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами». Пользуйтесь своим правом и помните, что от уровня культуры каждого человека зависит культура его Отечества. А музы всегда вам будут помогать.

Церемония награждения.


 

Важные ссылки


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал: