Внеурочн.деятельность

Фортепианный отдел

23.01.2014 в школе состоялся концерт, посвящённый

70-летию снятия блокады Ленинграда. На концерт

были приглашены блокадники и узники концлагерей.

Кроме того, школу посетили три волонтёра

благотворительного фонда " EBENEZER ", Германия:

Катрин Лаутер (Германия), Елена и Игорь Дубинины

(Украина).



МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ГОРОДА


Когда говорят о блокаде Ленинграда, часто вспоминают

мужество и героизм защитников города, нечеловеческие

условия, в которых жили и трудились люди, сделавшие

своим девизом «Все для фронта, все для победы!» .

«125 блокадных грамм» вошли в учебники истории и стали

образом поэзии.

Однако блокада продемонстрировала не только чудеса

мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса

человеческого духа. Потому что люди не только работали,

выживали — они творили, создавая прекрасное, они

сохранили для потомков величайшие ценности культуры,

сокровища мирового искусства.

…Давайте попытаемся представить себе изможденных,

голодных людей, которые, шатаясь от слабости, выходили

на сцену, в холодных залах играли великую музыку, тем

самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в

то, что  народ и его культура непобедимы.


Дух Ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и

писатели, композиторы и артисты. Они продолжали активно

работать. 14 сентября в Большом зале Филармонии прошел

первый блокадный концерт. Вскоре филармонические

концерты стали проходить регулярно. «Мы слушали

Штрауса, Листа, Мендельсона! У меня внутри все оттаивало,

отошло и запряталось чувство голода <…>. Оказалось, что

на свете действительно существует музыка, книги, стихи,

друзья, а не только продуктовые карточки и черные трупы»

(из дневника сотрудницы Публичной библиотеки)

Ленинградские артисты дарили солдатам и горожанам

великое чудо искусства, дарили не только на классической

сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между

боями. Есть воспоминания, что актерам фронтовых бригад

выдавалось оружие, потому что в любой момент могла

возникнуть необходимость вступить в бой.  Фронтовой

джаз-оркестр под руководством  В. Коралли в первый,

самый трудный год блокады дал более 500 концертов.

Этому музыкальному коллективу было суждено войти

в историю героической обороны Ленинграда. Именно

здесь легендарная Клавдия Шульженко споёт "Синий

платочек", "Давай закурим", "Морячку" и др. "военные

песни", песни самой жизни.


Музыканты, как и все жители осажденного города,

терпели лишения и муки голода и холода, умирали.

Однако голос искусства не умолк… 9 октября начались

занятия в музыкальном училище на ул. Некрасова.

А 15 октября было объявлено о возобновлении занятий

в Консерватории. 31 октября возобновил свою работу

театр Музыкальной комедии. Коллективу удалось

сформировать оперно-балетную труппу. Первый

спектакль этой труппы – «Евгений Онегин» – состоялся

уже 20 ноября. Все меньше оставалось сил у исполнителей,

но они боролись, чтобы вырвать жителей из цепких

объятий смерти.

Выступавшие были в плохой физической форме,

но мужественно пытались скрывать это. Голоса звучали

хорошо, помертвевшие пальцы держали в руках смычки…

а тех, кого слабость все-таки подводила, незаметно

отправляли за кулисы. Театральные подмостки,

музыкальные площадки города жили даже в самое

тяжелое блокадное время.


Откуда же в осажденном Ленинграде взялись музыканты,

исполнившие «Ленинградскую симфонию». Люди

умирали с голоду. В день получали “125 блокадных

грамм с огнём и кровью пополам”. Замерзли трубы,

жители остались без воды – только из Невы. Перестали

работать электростанции, в домах погас свет. Но билась

живой жилкой, отчаянно пульсировала музыкальная жизнь

умирающего города. Умирающего, но живого…. И звучали

бессмертные произведения великих немцев. Как

доказательство, что музыка не знает границ, она выше

войны, сильнее самой смерти.


Назло войне и во имя сохранения русской культуры,

в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий

Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7-ую

«Ленинградскую» симфонию.

В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно

было не менее 100. По радио было объявлено о

регистрации оставшихся в живых музыкантов  – их

набралось всего 28 человек. Один приковылял в

филармонию самостоятельно, других вели под руки.

Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги.

Дирижер, шатающийся от слабости, обходил госпитали

в поисках музыкантов. И собрал!

Первая репетиция симфонии это самая удивительная

репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят

измождённых людей смотрели друг на друга полными

слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту

страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать

минут длилась первая репетиция, на большее не хватило

сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Почему именно

9 августа 1942 г.?

Именно 9 августом 1941 года были датированы

пригласительные билеты гитлировцев в ресторан “Астория”

на празднование взятия Ленинграда.

После исполнения "Ленинградской симфонии" один

из американских журналистов написал: "Какой дьявол

может победить народ, способный создавать музыку,

подобную этой!"

Прекрасная музыка прекрасного народа!


Один из раритетов редчайшей в мире коллекции

музыкальных инструментов Санкт-Петербургского

еатрального музея, -  виолончель, ленинградского

мастера Алексея Ушакова. Знаменитая ленинградская

виолончель, хранящая отзвуки войны. На внутренней

поверхности корпуса скромная записка : «Инструмент

был начат в 1941 г. — окончен в 1956 г. — помешала

война — блокада Ленинграда». Когда в дом, где

располагалась мастерская,  попала бомба и все инструменты

погибли, как живой организм, виолончель получила

осколочное ранение и лишилась голоса, оставшись без

струн. Но все же осталась жить. И сейчас звуки ее словно

выстрелы пуль. В каждой ноте ленинградских блокадных

инструментов - холод, голод и желание жить.


…Давайте вспомним изможденных и голодных людей,

которые спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея,

Петропавловки…

Давайте вспомним тех, кто сохранил библиотеки, коллекции

в научно-исследовательских институтах.

…Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал

стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со

страниц газет и из динамиков радиоточек.

…Давайте помнить тех, кто выходил на сцену в холодных

залах, играл великую музыку, тем самым даря людям

веру в жизнь.

Их голоса, их талант, их великое мужество спасали от

одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

…Давайте поставим им памятник. Поставим всем миром,

потому что во многом благодаря их усилиям наш великий

город не только выжил, но и сохранил себя, свои сокровища,

продемонстрировал всему миру такие высоты духа, которые

достойны легенд.

Они достойны памятника. Достойны памяти потомков.



 

Важные ссылки

Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал: